Преодоление задержки психомоторного развития ребенка

развитие мелкой моторикиВ настоящее время наблюдается тенденция к рождению детей с задержкой психомоторного развития, причем, это явление приобретает с каждым днем буквально массовый характер. У таких деток долгое время сохраняется повышенный тонус, или напротив – пониженный с напряжением всего тела. Поэтому, если развитие ребенка, мирно посапывающего сейчас в кроватке, для вас не пустой звук, то  исправлять уже имеющиеся проблемы и осуществлять профилактику возможных будущих – это ваша задача в настоящее время.

Чтобы было понятно, на самом простом уровне, постараемся уяснить суть проблемы. Мозг человека, а именно – его высшие корковые функции, руки, а точнее – кончики пальцев и, артикуляционный аппарат связаны самым тесным образом, примерно как в известной сказке про репку, помните: «… Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…». Поэтому заниматься проблемой задержки психомоторного развития ребенка нужно по трем основным направлениям.

Во-первых, нужно активизировать те точки на руках, которые напрямую влияют на развитие высших корковых функций и дают стимул для их последующего развития. Место нахождения этих точек – кончики пальцев.

Во-вторых, нужно развивать гибкость кисти, особенно следует обратить внимание на амплитуду движений большого пальца. По тому, как ребенок владеет рукой – ловко или так себе, – можно предполагать, как будет развиваться его артикуляционный аппарат.

В-третьих, приучайте с младенчества ребенка к независимой работе обеих рук – дифференцированному напряжению.

Развитие мелкой моторики

Одним из важнейших приемов развития мелкой моторики является массаж, не поленитесь и проштудируйте многочисленные книги-руководства, написанные специально для мам, заботящихся о своих детках. Запомните, что самые важные точки находятся на крайних фалангах пальчиков, поэтому именно им в первую очередь нужно уделить самое пристальное внимание.

Можно использовать для этих целей различные предметы с фактурной поверхностью – камень, наждачную бумагу, ситечко и другие полезные вещицы под кодовым названием «детская барахолка». Хорошо, если у всех этих предметов найдутся различные выступы, бугорки или грани, касаясь которых, ребенок сам себе будет делать микромассаж, желательно заниматься этим с закрытыми глазами. Ребенку лет трех можно вырезать из наждачки буквы – так вы и массаж будете делать, и изучать алфавит.

Чем чаще вы будете заниматься с кончиками пальцев – пощипывать их, разминать, похлопывать, — тем большую пользу вы принесете развитию вашего ребенка, причем, работать надо равноценно с двумя руками сразу, тем более, что у современных детей, как правило, – среднее доминирование, — то есть, они одинаково неловко владеют обеими руками.

Используйте во время занятий различные потешки, стишки, песенки и, конечно, многочисленные пальчиковые игры.

Еще родителям следует знать, что приблизительно до двух лет у детей нет доминирующей руки, он одинаково умеет владеть обеими и это – нормально. Но в 2 года начинается, а к 4-м годам заканчивается дифференциация напряжения, т.е. к этому возрасту малыш должен уметь владеть всеми частями тела. У большинства современных детей такого, увы, не наблюдается, а это означает, что развитием дифференциации напряжения нужно заниматься специально, не надеясь, что это так же просто, как вывести пятно от ручки. Чтобы было более понятно, о чем идет речь, поясним, что под дифференцированием понимают умение поочередно расслаблять и напрягать руки. Для этого можно использовать различные игры, которые можно придумать буквально на ходу, изображая руками различных животных, например, ежиков, один из которых спит, а второй проснулся, а затем «ежики» меняются ролями.

Пусть под вашим бдительным присмотром малыш занимается складыванием пазлов или мозаики, лепит из пластилина или работает с простейшими трафаретами… Одним словом, вам, мамы, придется потрудиться над вашими чудесными детками, чтобы потом не сожалеть об упущенных возможностях.

Дорогие родители! Постарайтесь отыскать книгу Л. Стрельцовой «Литература и фантазия» — хрестоматия, в ней собрано очень много нужного и полезного материала для занятий с детьми. К сожалению, книга давно не переиздавалась, но, возможно, вы сможете ее отыскать где-нибудь на книжных развалах или в букинистических лавках.

© 2010 — 2014, Я лечу сама. Все права защищены.


Внимание!
Посоветуйтесь со своим лечащим врачом
перед применением любых средств народной медицины.

Комментировать

Contact form